К полномочиям судов общей юрисдикции относится рассмотрение и разрешение отдельной категории дел особого производства — дел о признании гражданина недееспособным, процессуальные положения которых закреплены в главе 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
В реальной жизни могут возникать ситуации, когда отдельные граждане в силу физического состояния, асоциального поведения, «социальных» болезней проявлениями своей дееспособности создают угрозу или наносят вред правам и законным интересам других граждан и, прежде всего, своих близких. Цель, которую преследовал федеральный законодатель, предусматривая возможность признания недееспособными или ограниченно дееспособными граждан, состоит в защите прав и законных интересов как самих указанных лиц, так и любых третьих лиц, вступающих с ними в гражданско-правовые отношения. Возможность признания гражданина недееспособным в соответствии с положениями п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) зависит от наличия двух условий:
— во-первых, наличия у гражданина психического расстройства;
— во-вторых, невозможности понимания значения своих действий или руководства ими вследствие такого расстройства.
Следует обратить внимание на одновременность применения этих условий, поскольку наличие психического расстройства у лица еще не означает невозможности понимания им значения своих действий или руководства ими.
В соответствии с ч. 2 ст. 281 ГПК РФ дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Такими образом, судом может быть отказано в принятии заявления о признании гражданина недееспособным, если заявителем не предоставлено право на предъявление заявления, то есть не подтверждено, что заявитель относится к числу членов семьи, либо является близким родственником, совместно проживает и ведет общее хозяйство с лицом, недееспособность которого просит признать.
Наряду с членами семьи лица, страдающего психическими расстройствами, правом на обращение в суд с соответствующим заявлением наделены органы опеки и попечительства — органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, наделенные законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству.
В положениях ч. 4 ст. 281 ГПК РФ устанавливаются правила исключительной подсудности по делам о признании гражданина недееспособным. Таким правилом является определение подсудности по месту жительства или месту пребывания лица, в отношении которого подается соответствующее заявление. Такой подход законодателя служит интересам как лица, в отношении которого возбуждается производство по делу, так и лиц, заявляющих соответствующие требования.
Несмотря на императивность данной нормы на практике возникают проблемы с определением подсудности таких дел, обусловленные статусом организаций, в которые помещены лица, признаваемые судом недееспособными, ограниченно дееспособными.
Заявление о признании гражданина недееспособным должно отражать обстоятельства, свидетельствующие, во-первых, о наличии у гражданина психического расстройства, во-вторых, о невозможности понимания и руководства таким гражданином своими действиями вследствие этого заболевания (ч. 2 ст. 282 ГПК РФ). Наличие психического расстройства у лица, как правило, подтверждается фактами обращения в медицинские организации и установления соответствующего диагноза.
Однако, как указано в ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением или пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, не допускается. Ввиду этого в заявлении должно быть указано на особенности поведения лица, страдающего психическим расстройством, выражающиеся в невозможности понимания своих действий и руководства ими. При этом не всякое «неадекватное» с точки зрения заявителя поведение лица, страдающего психическим расстройством, должно расцениваться как основание для признания такого лица недееспособным.
Положения ст. 283 ГПК РФ закрепляют особенности стадии подготовки дела к судебному разбирательству дел о признании гражданина недееспособным. Так, одним из действий судьи, совершаемых на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ, является назначение экспертизы и эксперта для ее проведения.
Экспертиза по делу является одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования заявителя, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела.
При назначении судебной психиатрической экспертизы, на разрешение экспертов судом, как правило, ставятся следующие вопросы:
1) страдает ли данное лицо психическим заболеванием;
2) влечет ли это заболевание (или нет) утрату возможности понимать значение своих действий и руководить ими;
3) может ли оно принимать участие в судебном разбирательстве.
Следует отметить, что вопрос о возможности принятия лицом участия в судебном разбирательстве при формулировании вопросов для проведения судебно-психиатрической экспертизы является принципиальным, поскольку при определенных обстоятельствах такая ситуация может привести к отмене решения суда.
Заявитель, заинтересованное лицо, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение судебно-психиатрической экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы (см. ч. 2 ст. 79 ГПК РФ).
Исходя из обязанности суда назначить судебно-психиатрическую экспертизу по делам о признании гражданина недееспособным, с учетом требований ч. ч. 2, 3 ст. 96 ГПК РФ, расходы на проведение экспертизы, назначенной по инициативе суда, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 2 ст. 285 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным требует в отношении гражданина, признанного недееспособным, установления опеки. Учитывая, что в силу своего нового статуса лицо лишается возможности самостоятельно совершать юридически значимые действия, от имени такого гражданина и в его интересах сделки совершает его опекун, но с учетом мнения гражданина, признанного судом недееспособным. Если мнение гражданина, признанного судом недееспособным, невозможно установить, опекун должен руководствоваться теми сведениями о предпочтениях опекаемого, которые могут быть получены от его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.
Назначение недееспособному гражданину опекуна на основании вступившего в законную силу судебного решения требует совершения определенных юридически значимых действий.
Так, согласно нормам гражданского законодательства суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства (п. 2 ст. 34 ГК РФ). То есть, с даты вступления в силу судебного решения суд должен направить в указанный срок заказным письмом с уведомлением о вручении органу опеки и попечительства копию судебного решения. Такое действие суда является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна или попечителя в месячный срок с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.
Следует иметь в виду, что опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в этом случае исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (ст. 35 ГК РФ).
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным, с одной стороны, является юридическим преобразовательным фактом, влекущим изменения в статусе гражданина, в отношении которого принято такое решение, с даты вступления решения в законную силу, а с другой стороны — основанием для совершения уполномоченными органами юридически значимых действий.
Помощник судьи Курышева Н.В.