Интересные факты о елочных украшениях

0
474

Несколько столетий назад немцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили нечистую силу. То есть, все украшения на дереве были съедобными и с удовольствием съедались детьми во время праздника. Ещё на ёлку вешали и свечи.

Украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. Много позже съедобные украшения заменили шары и разнообразные фигурки.

К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз — так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

В Германии же — гораздо позднее, когда к концу XIX века оскудели ее леса, — изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли рождественскую елку в другие страны Европы.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м — в Праге.

В середине XIX века с рождественской елью познакомились Соединенные Штаты, и обязаны этим американцы, опять же, переселенцам из Германии.

Наши же предки с огромной любовью относились к природе, и для них поначалу было дикостью срубать ель — лесную красавицу для непонятной однодневной забавы. Да и какие могут быть забавы и застолья, когда близился Светлый праздник Рождества, и в эти дни нужно было быть особо духовно и душевно опрятными.

На Руси существовал другой обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня.

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать хвойными деревьями и ветвями:

елью, сосной, можжевельником. Петру I очень нравилась эта традиция жителей Немецкой слободы. И в Россию обычай рождественской елки пришел именно после указа Петра I. Однако после его смерти новая традиция сохранилась только в питейных заведениях, которые также украшались еловыми ветвями по приказу императора.

Второй и уже окончательный приход ёлки в Россию состоялся почти через 100 лет, в начале XIX века.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.

Поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.

Ведь ранее существовал обычай развешивать на верхушке дерева подарки для лесных духов, чтобы они стали добрее и перестали нападать на духов плодородия. Возможно, отсюда обычай раскладывать под ёлкой подарки родным и гостям, а на ветках вешать конфеты, шоколадные фигурки, мандарины и грецкие орехи, завёрнутые в фольгу или цветную бумагу.

Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. Александра Федоровна, прусская принцесса и жена будущего императора Николая I, уговорила супруга поставить елку в домашних покоях. На следующий год, в 1818, елку поставили уже в Аничковом дворце. Новшество домашнего обихода высочайших особ постепенно переняла знать.

В 1828 году, будучи уже императрицей, Александра организовала елку для своих детей и племянников. Но до сороковых годов XIX века рождественская елка оставалась дворцовой традицией, и в дворянский быт вошла не сразу.

Впоследствии этот немецкий обычай прижился, стали устраивать и публичные елки.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х — начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать

голову самому: швейцарские кондитеры продавали елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

В последних десятилетиях XIX века арсенал украшений пополнился игрушками промышленного производства. Выбор был широк: стеклянные шары, объемные клееные фигурки из картона, съедобные миниатюрные зверюшки из сахара и миндаля, гирлянды, хлопушки и бенгальские огни, «золотой» и «серебряный» дождь.

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже «языческого» обычая. Они не могли знать, что пройдет не так уж много времени, и именно рождественскую елку объявят символом «религиозного дурмана».

В 1916 году рождественско-новогодние елки на русской земле оказались в опале. Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев, с которыми мы находились в состоянии войны. Поэтому в годы Первой мировой войны традиция осуждалась как иностранная, но никуда не исчезла.

В первые годы советской власти рождественскую елку не трогали, однако в 20-е годы за неё взялись всерьез. После Октябрьского переворота на елку опять ополчились, на этот раз — советская власть объявила ее буржуазным предрассудком, тесно связанным с опальной религией. Так в пылу антирелигиозной пропаганды была выброшена и рождественская ёлка.

Ёлка оставалась запрещенной в Советском Союзе вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. Ёлку вернули детям только в канун 1936 года в качестве уже новогодней и никак не связанной с Рождеством.

Вифлеемская же звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными ёлками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1936 год от Рождества Христова. Но 1 января стал нерабочим днем только в 1949 году.

А в 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская, которая сверкает и радует нас каждый Новый год до сегодняшнего дня.

Сейчас изменились новогодние ёлки. Многие люди ставят дома искусственные ёлочки. Одна из причин этого – экологическая, людям жаль ради нескольких праздничных дней вырубать еловые и сосновые леса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here