Телефонное мошенничество известно давно – оно возникло вскоре после распространения домашних телефонов, однако массовый характер приобрело после того, как стали широко использоваться мобильные телефоны и личный номер может быть у всех, от пятилетнего ребёнка до восьмидесятилетнего пенсионера. Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые или доверчивые люди.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СХЕМЫ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА
Обман по телефону: требование выкупа или взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника.
SMS-просьба о помощи: требование перевести определенную сумму на указанный номер, используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т.д..
Простой код от оператора связи: предложение услуги или другой выгоды, при условии введения определенного кода – на самом деле с Вашего счета спишутся денежные средства.
Мошенничества с пластиковыми картами: Вам приходит сообщение о том, что ваша банковская карта заблокирована и предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации, не торопитесь звонить по указанному телефону.Чтобы похитить денежные средства, злоумышленникам нужен номер вашей карты и ПИН-код. Как только вы их сообщите, деньги будут сняты с вашего счета.Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ваш ПИН-код.
Мошенники представляются работниками банка:
Это свежая схема обмана, которая набирает большую популярность у мошенников. Человеку изначально поступает СМС с номера 900 (сервисный номер Сбербанка), в котором неизвестное лицо просит перевести ему некоторую сумму денег, которая спишется со счета жертвы, если в ответном сообщении отправить присланный цифровой код.
Либо операция будет подтверждена автоматически через 600 секунд. Человек естественно ошарашен от такой безвыходной ситуации. И тут начинается самое интересное…
Вдруг раздается телефонный звонок с официального номера Сбербанка (8-800-555-5550), на другом конце провода мужчина, который обращается к жертве по имени и сообщает, что его пытаются обмануть мошенники. А он, как специалист службы безопасности банка, должен разобраться и помочь в этой проблеме.
Далее сотрудник «Сбербанка» говорит, что надо остаться на линии, написать ответ на сообщение — код, который там указан, вставить пробел и слово — «отмена перевода». После этого деньги, вместе со специалистом службы безопасности банка, бесследно исчезают.
P.S. На вопрос, может ли мошенник позвонить, прикрываясь номером Сбербанка, да так, чтобы и при обратном звонке, и в детализациях звонков был указан именно этот номер, представители сотовых компаний не скрывают, что такое технологически сделать можно.
Мобильный банк: Потерпевшими становятся граждане, которые, сменив телефонный номер, забывают отключить услугу «мобильный банк», и новый владелец абонентского номера получает доступ к управлению денежными средствами бывшего пользователя.
Интернет-покупки: При покупке товаров через интернет пользуйтесь только проверенными сайтами. Однако и там могут действовать мошенники. Вас должна насторожить неоправданно низкая цена, а также требования о полной предоплате.Ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону неизвестным лицам свои личные данные, а тем более номера банковских карт. Тогда денежные средства останутся на вашем счету, а не пополнят кошельки мошенников!
ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ
— Во избежание использования вашей карты другим лицом храните ПИН-код отдельно от карты, не пишите ПИН-код на карте, не сообщайте ПИН-код другим лицам (в том числе родственникам), не вводите ПИН-код при работе в сети интернет.
— Пользуйтесь только защищенными банкоматами. Немедленно блокируйте карту при ее утере.
— Храните свою карту в недоступном для окружающих месте. Не передавайте карту другому лицу, за исключением продавца (кассира). Рекомендуется хранить карту отдельно от наличных денег и документов, особенно в поездках.
— Если к вам обратились по телефону, в интернете, через социальные сети или другими способами, и под различными предлогами пытаются узнать данные о вашей банковской карте, пароли или другую персональную информацию, будьте осторожны: это явные признаки мошенничества. При любых сомнениях рекомендуем прекратить общение и обратиться в банк по телефону, указанному на обратной стороне вашей банковской карты.
— Для борьбы с вредоносными программами используйте антивирусную программу на ваших устройствах (сотовых телефонах, компьютерах).
— При смене телефонного номера не забывайте отключить услугу «мобильный банк».
— При покупке товаров через интернет пользуйтесь только проверенными сайтами.
ОП по Тюменцевскому району
Шевина Е.А.