Муниципалитет как связующее звено в деле развития персонифицированного дополнительного образования детей

0
307

«Добрый день! Подскажите, пожалуйста, получила сертификат, как только ребёнку исполнилось 5 лет. В январе появились денежные средства, а в мае их уже нет. С чем это связано, хотела отдать ребенка на секции», — читаем в одном из писем родителя. Второй родитель пишет, что «он не может получить сертификат в своем городе, хотя другие успели его получить». Предлагаем прояснить ситуацию, почему случаются порой такие ситуации в ходе функционирования системы персонифицированного дополнительного образования (ПДО).

Ранее уже были пояснения, что бремя по финансовому обеспечению сертификата лежит на муниципальных образованиях. От возможностей каждого отдельного муниципалитета в целом зависит и номинальный объем денежной составляющей сертификата, и охват детей, которые смогут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми сертификатом.

В ситуациях, которые обозначили авторы писем, вероятнее всего, что предусмотренные муниципалитетом денежные средства были исчерпаны, поэтому в первом случае родитель увидел в личном кабинете ребенка, что средства закончились, а во втором — родитель не смог получить сертификат. Это отслеживает и сама система. При возникновении ситуации, когда объем обеспечения сертификатов, предусмотренный программой персонифицированного финансирования в городе превышен, заключение новых договоров в соответствии с положениями, предусмотренными Правилами ПДО, становится невозможным. Исправить ситуацию возможно только в том случае, если муниципалитет предусмотрит дополнительное финансовое обеспечение сертификатов.

Возмущение родителей обосновано и понятно. Получается ситуация, мягко говоря, некрасивая, причем по всем принципам. Ведь идеология ПДО в том, что объем финансирования сертификатов персонифицированного финансирования должен соответствовать спросу, ожидаемому со стороны родителей. Муниципалитет, определяя первоначально сумму, должен быть готов к оперативному увеличению ее в случае, если спрос превысил ожидания (что очевидно и произошло). Единственное, с чем при этом должен муниципалитет считаться — это общая достаточность средств в бюджете.

Сам факт, что родители сталкиваются с проблемой отсутствия средств для обеспечения сертификатов, говорит о том, что спрос на такие программы в муниципалитете превышает тот, на который выделено финансирование. Без дополнительных средств однозначно задачу охвата не решить. Напомним, что согласно Указу президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года перед муниципалитетами поставлена задача — к 2020 году вовлечь 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в занятия по дополнительным образовательным программам.

Однако, несмотря на препятствия, сертификат работает и приносит свои результаты. Он заставляет меняться учреждения, родителей и даже детей. Сами учреждения отмечают, что становятся более заинтересованными в том, чтобы предложить кружки и секции по интересам детей. Родители делятся, что сертификат позволил им стать более заинтересованными в дополнительном образовании своих детей и более тесно взаимодействовать с учреждениями допобразования. А дети, в свою очередь,благодаря сертификату получают возможность расти и развиваться в выбранном самостоятельно направлении. При включении в эту цепочку муниципалитета, как связующего звена в плане предоставления равных возможностей всем детям территории, ситуациям, подобным описанным выше, вряд ли будет место.

Дополнительную информации читайте в наших группах ПДО в социальных сетях:

«ВКонтакте» — https://vk.com/publicpfdo

«Инстаграм» — https://www.instagram.com/pfdo_2019/

Система персонифицированного образования уверенно входит в нашу жизнь

Сегодня в дополнительном образовании происходит внедрение нового механизма государственного финансирования дополнительного образования детей – выдача сертификатов всем детям в возрасте от 5 до 18 лет. Именной сертификат – это обязательство государства или органов местного самоуправления полностью или частично оплатить определенный объем образовательных услуг.

Одно из преимуществ сертификата – конкурентная составляющая для поставщиков образовательных услуг, а следовательно, заинтересованность учреждений допобразования в улучшении результатов, так как в организации с плохой репутацией родители и дети как получатели услуг не обратятся.

Примеров успешных практик персонифицированного дополнительного образования (ПДО) немало. Остановимся лишь на некоторых.

В Вологодской области образовательное учреждение дополнительного образования Сокольского муниципального района «Дом детского творчества» включился в эксперимент по персонифицированному финансированию с 1 декабря 2016 года. Участию в эксперименте предшествовала большая подготовительная работа: была создана нормативно – правовая база, прошли сертификацию шесть дополнительных общеобразовательных программ технической направленности. С родителями были заключены договоры об оказании образовательных услуг и выданы сертификаты на бесплатное обучение. Кроме того, педагоги и методисты прошли курсовую подготовку по робототехнике, а сам Дом детского творчества зарегистрировался как поставщик образовательных услуг персонифицированного финансирования дополнительного образования в Сокольском районе. На этом не остановились. Для оснащения образовательного процесса закупили современное робототехническое оборудование, компьютерную и мультимедийную технику. В итоге в рамках эксперимента первого года 180 детей от 5 до 18 лет получили возможность заниматься в объединениях дополнительного образования технической направленности с использованием средств сертификата. Второй и третий год работы позволили увеличить, как охват детей, так и расширить спектр предлагаемых программ. Так, если в 2017 году 700 девчонок и мальчишек обучались по 25 программам, то в 2018 году уже 1450 детей проходили обучение по 27 программам различной направленности. Сегодня в Доме творчества обучаются с использованием сертификата 1560 человек, причем есть дети, которые выбрали для себя и две образовательные программы, и даже три.

В Саратовской области примером успешного вхождения в ПФДО является деятельность коллектива муниципального учреждения дополнительного образования «Станция юных техников» г. Ртищево. Инициативному руководству «СЮТа» во взаимодействии с муниципальным опорным центром в короткие сроки удалось организовать работу по выдаче и активации сертификатов почти 4 тысяч детей района. Педагогическому коллективу «Станции юных техников» удалось не только сохранить, но и увеличить количество обучающихся — 229 детей зачислены на сертифицированные программы различной направленности (почти половина контингента обучающихся). Это весомый показатель для первого года внедрения системы ПДО в регионе. Сегодня в стенах «Станции юных техников» кипит творческая жизнь: в объединении «Я исследователь» прошла викторина «Живая планета – живая душа», посвященная Всемирному дню животных, в «космическое путешествие» отправилась группа «Технарики», а учащиеся детской киностудии «ПозитиFF» достойно представили Ртищевский район на недавно прошедшем в Саратове VI Открытом фестивале детского и юношеского кино «Киновертикаль-2019».

Эти и другие примеры подтверждают, что система персонифицированного дополнительного образования уверенно входит в нашу жизнь. Она мотивирует образовательные организации на саморазвитие, стремление выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг, а именно предлагать современные востребованные программы, повышать квалификацию педагогических работников, совершенствовать материально-техническую базу. Сами педагоги признают, что сертификаты очень востребованы у родителей, т.к. занятия детей оплачивает муниципалитет, сами педагоги совершенствуют свое профессиональное мастерство, получают при этом достойную заработную плату, а у обучающихся есть широкий выбор актуальных образовательных программ.

Желаем успехов всем участникам образовательного процесса!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here