Логопед Ирина Деньгина из Тюменцева отмечает профессиональный праздник

0
426

 В Международный день логопеда журналист газеты встретился с Ириной Деньгиной – учителем-логопедом Тюменцевского детского сада «Родничок».

 Специальность «Учитель-логопед» в Тюменцевском районе имеют лишь несколько человек. Профессия редкая. Объединяющая черта людей, выбравших ее – стремление помочь своим воспитанникам, подопечным. Исправляя ребенку речь, они возвращают нашим маленьким гражданам роскошь человеческого общения.

 — Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, как строится Ваша работа в детском саду?

— Я занимаюсь с детьми старшей и подготовительной групп индивидуально, в отдельном кабинете. Детей с нарушениями в речи не мало, поэтому охватить всех деток весьма сложно. Малыши идут ко мне с охотой, им занятия нравятся, тем более, что здесь много чего интересного для них.

 — В Вашем кабинете зеркало, много разных предметов. Расскажите, для чего они нужны?

Логопедическое зеркало необходимо, чтобы на индивидуальном занятии ребенок видел себя, лицо логопеда, который показывает правильную артикуляцию. Повторяя за мной слова, ему легче корректировать свою речь. Есть игрушки для гимнастики: вертушка, дудочка и пр. Как видите, оформлено здесь все по теме: море и его обитатели. Дети с любопытством все рассматривают, рассуждают.

— Казалось бы, сегодня общество снабжено Интернетом – можно узнать любую информацию, ответ на волнующий вопрос, даже получить консультацию. Почему так происходит, что детей с нарушениями речи становится все больше?

 Если взять лет десять назад, то ребятишек с отклонениями было в разы меньше.

Дефекты в речи – это не только вопрос воспитания. Влияет на то, произойдут ли расстройства и от состояния здоровья беременной мамы, её питания, течение родов, даже экологическая обстановка. Общая грамотность родителей тоже фактор, который влияет будет ли ребенок правильно говорить. Современному поколению мам и пап кажется нормальным, пока они заняты домашними делами, дать ребенку планшет или телефон – пусть молча играет. Дома тишина и покой. Сегодня очень легко и «удобно» отдать детей в руки гаджетов, а вот уделять внимание, развивать, общаться – гораздо тяжелее. Помните, что правильная речь даёт возможность активно жить в обществе, успешно учиться в школе. Для этого нужно с ребенком элементарно разговаривать. Очень важно читать ему книги: стихи, сказки, учить пересказывать прочитанное, услышанное. Существует масса игр, развивающих мелкую моторику пальцев, мышление, а значит, и речь.

  — Ирина Владимировна, в какой момент родителям стоит обратиться к логопеду, когда бить тревогу?

 При любом нарушении речи, с ребенком нужно посетить логопеда. Иногда родителям кажется, что малыш не выговаривает какой-то звук. А при диагностике выясняется, что нарушен еще и фонематический слух, то есть, когда человек может не различать звонкие и глухие звуки, для него, например, «бочка» и «почка» звучат одинаково. Если 3,5 годам у малыша не сформировалось вообще никакой речи или речь неразборчива, он говорит в «нос» — это одни из поводов показать ребенка логопеду.

— На практике часто удается исправить дефекты?

Конечно, удается. Для меня, как для специалиста, это очень радостный момент, когда у ребенка получается произнести слово, предложение. Вы не представляете, сколько эмоций у детей, ели он наконец-то выговорил букву! Если родители заинтересованы, чтобы у малыша был результат, то все получается.

 Говорят, что нельзя «сюсюкать» с детьми. Многие родители, особенно к этому склонны мамы, бабушки разговаривают с детьми на своем, понятном только им, языке.

— Родители, зная, что это нельзя, даже на людях продолжают это делать, «сюсюкать»: «синочка, ти моя ляпочка». Дети, пропитываясь речевой культурой, будут тоже привыкать говорить неправильно. Ведь мало кто задумывается, что искаженное произношение фиксируется в памяти детей надолго, а в результате становится нормой.

 — Ирина Владимировна, могут ли родители сами заниматься с ребенком дома?

— Вполне. Артикуляционная гимнастика, общение и познание мира, – все это хорошо сказывается на речи ребенка. Для  воспитанников детского сада, если это требуется, я пишу задание на летние каникулы. Эти советы и упражнения, скорее, для родителей, чем для детей. Они должны организовать малыша выполнять задания в непринужденной, игровой форме. Бывают случаи, что родители боятся вести малыша на прием к неврологу, психиатру, бояться услышать, что их ребенок не такой как все. Хотя консультации данных специалистов необходимы, если у малыша есть проблемы с речью.

— Насколько важно следить за развитием ребенка с первых дней жизни?

Большое внимание в первый год жизни нужно уделять развитию мелкой моторики рук, работе пальчиков. О том, что мелкая моторика и речь связаны, сегодня многие слышали. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи.

Дайте, пожалуйста, нашим читателям несколько советов?

— Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их. Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня. Очень хорошо читать яркие разноцветные книжки каждый день, повторять короткие стишки. Ваши внимание и любовь будут надежными спутниками в воспитании ребенка.

— Спасибо за беседу, надеемся, что родителям наша беседа с Вами  будет интересна!

Наша справка

  • Ирина Деньгина училась в Тюменцевской средней школе. Поступила в Новосибирский педагогический колледж, после его окончания – в педагогическую Академию на факультет дошкольного образования. Вскоре, по совету наставницы Марии Поташевой перевелась на направление «Логопедия» в этом же вузе. Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ в 13 мая 2015 года, Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и молодежной политике в 2008 году. Становилась победителем и лауреатом ежегодной Международной ярмарки социально-педагогических инноваций в с. Черемное, принимала участие во всероссийских, краевых, районных конкурсах.

 Это интересно!

Ирина Деньгина:

« К концу первого года жизни ребенок должен произносить 10-12 слов. К концу второго года – 100-300 слов, которые грамматически не связаны между собой. К концу третьего года словарный запас – около тысячи слов, начинает формироваться грамматический строй речи. К концу четвертого года – это уже три тысячи слов, ребенок пользуется простыми и сложными предложениями. К концу пятого года ребенок должен произносить все звуки родного языка, говорить чисто, без труда составлять пересказ сказки  ».

 Ирина Бирюкова

Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here